В 1532 году в Итальянском городе Кремона в аристократической семье Амилькара Ангиссолы на свет появилась девочка. Её назвали Софонисба (Sofonisba Anguissola). Другим еще шестерым детям родители тоже дали красивые и необычные имена: Минерва, Лючия, Елена, Эуропа, Анна-Мария, Газдрубал. Таково было желание отца.
Он был страстным поклонником античности и большим ценителем искусства. Детей синьору Ангуиссола пришлось воспитывать самостоятельно. Его супруга, Бьянка Понсоне, ушла из жизни во время очередных родов.
Почтенный Амилькар постарался дать детям не только прекрасное образование, но и предоставить им все возможности для творчества. И не ошибся – дочь и сын стали прекрасными литераторами, а остальные пятеро дочерей посвятили себя живописи.
Самой одарённой оказалась старшая – Софонисба. С ней и сестрой Еленой согласился заниматься знаменитый художник-портретист Бернардино Кампи.
В XVI веке обучение девочек живописи было делом непростым и почти бесперспективным, потому что в те времена женщинам слишком многое было нельзя.
Работать в мастерских вместе с художниками-мужчинами женщинам было неприлично. Кампи сразу отметил, что его ученица талантлива. Не в силах обойти строгие запреты, он предложил выход – начать уроки с написания портретов.
Отсутствие главного атрибута начинающего художника, человеческого черепа, Софонисба с успехом восполняла. Она изучала пропорции своего собственного лица, а также лица членов своей семьи. Так появились первые портреты отца, брата и сестёр. Но, конечно же, чаще всего девушка изображала себя.
Юной художнице было 18 лет, когда из-под её кисти вышла новая работа «Бернардино Кампи, рисующий Софонисбу Ангиссолу». В двойном портрете она навеки соединила себя и своего учителя.
Почему ученица захотела изобразить себя в роли модели? Почему рука мастера касается левой груди девушки? Почему она пыталась изменить положение своей руки, замершей под ладонью живописца? Быть может этот жест выражает нечто большее, чем было допущено нормами морали между ученицей и её первым наставником? Это навсегда останется их тайной.
Девушка отличалась решимостью – она покинула родную Кремону и отправилась в Рим. То, что представительницам слабого пола путешествовать без сопровождения не полагалось, Софонисбу не заботило.
Вечный город восхитил её. Она делала наброски с натуры, изучала архитектуру и скульптуру. Однажды делая зарисовки в Соборе Святого Петра, Софонисба заметила неподалёку стоящего седовласого старца.
Она и не догадывалась, что за её работой наблюдает гений – главный архитектор собора Микеланджело Буонарроти. Он же вовсе не догадывался, что раньше уже видел её работы – несколько лет назад отец Софонисбы посылал ему картины своей дочери, но тогда они не привлекли его внимания.
Теперь же, удивившись таланту юной художницы, он предложил ей задание – нарисовать плачущего ребёнка. Софонисба выполнила просьбу с блеском. Она нарисовала мальчика, укушенного крабом и за это была вознаграждена – 2 года великий мастер Эпохи Возрождения давал бесплатные уроки молодой художнице.
На занятиях всегда присутствовала пожилая компаньонка – нормы морали не позволяли находиться вдвоём юной особе и пожилому мужчине, даже если это был сам Микеланджело Буонарроти.
Через несколько лет слава знаменитой портретистки разнеслась по всей Италии. Пожелал иметь свой портрет и герцог Альба – прославленный испанский полководец. Он остался очень доволен исполнением заказа и решился отрекомендовать художницу своему патрону – испанскому королю Филиппу II.
Должность придворного живописца в королевском окружении могли занимать лишь мужчины. Однако король рискнул пригласить Софонисбу в Испанию, предложив ей роль королевской фрейлины.
Она приехала в Мадрид как раз в момент свадебных торжеств, 2 февраля 1560 года. Король Испании Филипп II сочетался браком с 15-летней французской принцессой Елизаветой, или по-испански Изабель де Валуа.
Во время свадебного пира невеста испанского короля забыла, с чего начинается свадебный танец. На помощь ей пришла новая фрейлина – Софонисба Ангуиссола. Эта итальянка не только начала танцевать первой, но по окончании танца посмела преподнести факел самому королю. Это было неслыханным нарушением этикета и повергло придворных в изумление.
Своим смелым поступком новая фрейлина раз и навсегда завоёвывает дружбу королевской четы. На протяжении последующих лет она создаёт целую галерею портретов августейшей семьи.
Придворному живописцу Алонсо Санчесу Гоэльо ничего не остаётся, как признать живописный талант молодой фрейлины и стать её коллегой.
Нет сомнений, что автором портрета Елизаветы де Валуа является Софонисба Ангиссола. Это был персональный заказ самого Папы римского Пия IV. После того, как понтифик получил портрет испанской королевы, он ответил художнице лично, заверив, что портрет включён в состав самых дорогих вещей и одобрив юный талант.
Главными свойствами её характера были честность и решимость, и Софонисба проявляла их, даже если ей грозила смертельная опасность. В годы, когда по всей Испании горели костры инквизиции, она не могла разделять позиции короля Филиппа II, который лично принимал участие в жестоких казнях лютеран. Софонисба Ангиссола была на особом положении при дворе, и смелые высказывания ей прощались.
Испанская королева Елизавета умерла в возрасте 23 лет, а монарший вдовец вскоре женился на принцессе Анне Австрийской. Желая облагодетельствовать любимую фрейлину ушедшей из жизни супруги, король Филипп отписал ей изрядное приданое и выдал замуж.
Партия была выгодной. Мужем художницы стал сын вице-короля Сицилии Дон Франциско де Мон Карло. Супруги много путешествовали по Европе и, наконец, покинув Испанию, поселились в Палермо (Италия). Через несколько лет, оставшись вдовой, Софонисба Ангиссола приняла решение вернуться на Родину.
На корабле по пути в Кремону художница познакомилась с капитаном. Его звали Горацио Ламелино. Ей было 47, ему 32, но эта встреча стала подарком судьбы для обоих. Она влюбилась как девочка, а он боготворил её. Разница в возрасте его нисколько не смущала. Софонисбо и Горацио прожили вместе долгих 45 лет. Он делал для своей обожаемой супруги всё, что было в его силах.
После венчания он построил большой дом в Генуе, в котором оборудовал живописную мастерскую. Там его Софонисба могла спокойно работать и принимать учеников, среди которых был и молодой живописец Антонис ван Дейк.
Сколько Ангуиссола создала работ, точно неизвестно. Некоторые из её полотен ошибочно приписываются именитым мастерам Эпохи Возрождения или её ученикам, ведь она почти никогда не оставляла автографа.
Свои полотна художница не продавала – торговать искусством ей не позволяло аристократическое происхождение. К тому же она никогда не нуждалась. Последний автопортрет художница написала в возрасте 88 лет, уже почти лишившись зрения.
Софонисба Ангиссола дожила до феноменального по тем временам возраста – ей было 93 года, когда она, покинув этот мир, ушла в вечность. Её последний портрет создал ван Дейк. Он преклонялся перед её дарованием и ему была дорога каждая чёрточка её значительного лица.
Горацио Ламелино скорбел о любимой супруге до самой своей смерти, а в год столетнего юбилея Софонисбы установил на её могиле памятник.
Надпись гласила: «Софонисбе – одной из знаменитых женщин мира, умеющий создавать настоящие портреты. Горацио Ламелино, страдающий от потери своей великой любви, посвящает эту скромную дань величайшей женщине!»
Источник фото картин
Мы все совершенно уверены в том, то дважды два – это четыре. Пусть кто-нибудь попробует…
Владимир Ильич Ленин считал кино важнейшим из искусств. Теперь кино снимают на фоне его памятника.…
Из школьных уроков по химии многие помнят о знаменитой периодической таблице Менделеева. Жена Блока была…
Во вселенной светит, практически, бесконечное число звёзд. Все они разогреты до десятков миллионов градусов. (далее…)
Физики, а до них философы – это когда еще физики, как отдельной научной дисциплины, вовсе…
Альфред Мирек был удивительным скучнистом. Чтобы написать толстый претолстый самоучитель, в котором не было ни…
View Comments
Софонисба опровергла убеждение, существовавшее в эпоху Ренессанса, что якобы только мужчины обладают творческим потенциалом.