Странно

Рождественский Щелкунчик или Почему ребенку скучно

Сходить на балет «Щелкунчик» (автор сказки Гофман, музыку написал Петр Ильич Чайковский), в новогодние праздники – это уже своего рода традиция. Тем более, если живешь в культурной столице, в Санкт-Петербурге.

Сверху и сбоку, с высокого третьего яруса видны полсцены и половина оркестра. Вполне достаточно, чтобы получить те ощущения, за которыми пришел в театр. Живой оркестр, классическая музыка, сильная труппа. Замечательная постановка балета «Щелкунчик», несмотря на то, что она не совсем классическая.

Но настоящую классическую постановку в нескольких частях, с многочисленными антрактами мало кто высидит в наше непростое и динамическое время. Наше время диктует новые правила, задает новые темпы, обгоняя и ускоряя классиков.

Современная постановка балета «Щелкунчик»

Даже от взрослых зрителей порой слышно, что не совсем они поняли, что произошло на сцене. Да, в современной постановке балета слишком быстро прошел детский и взрослый рождественский праздник с подарками. Слишком быстро взрослые и дети разошлись по домам, наступила волшебная ночь, Щелкунчик ожил, разбил наголову войско Мышиного короля и вернул себе облик прекрасного принца.

Все произошло как-то в одно мгновение, без антракта, без перерыва, в том числе на какие-либо размышления. Все произошло по-современному, в стиле гаджетов: открыл, прочитал, посмотрел, закрыл, забыл…

Но музыка-то осталась. Музыка Чайковского была сыграна безукоризненно. Видимые сверху дирижер, барабанщики, трубачи, контрабасы, виолончели, скрипки работали профессионально. Остальные музыканты были прекрасно слышны, хоть их и скрывали ниже расположенные ярусы зала театра.

В общем, впечатления от современной постановки балета «Щелкунчик» остались самые яркие. Тогда почему же некоторые зрители не поняли происходящего, не успели понять, если выразиться точнее?

Почему ребенок не понял «Щелкунчика»

Мальчик Рома, что сидел с мамой и бабушкой в соседней ложе, вообще во время внезапно наступившей тишины сразу после завершения знаменитого адажио, когда вся мощь оркестра и непрерывная барабанная дробь сменяются паузой, открытым текстом прямо на весь зал громко и отчетливо произнес сакраментальное: «Мне не понятно!».

Непонятным для Ромы оказался и апофеоз, когда Щелкунчик, разбивший Мышиного короля, превращается в принца. Наверное, Рома, и не только он, не смотрели знаменитый советский мультик на тему Щелкунчика, где все балетные сцены были заменены на понятные действия мультяшных персонажей.

Наверное, Роме, как и многим другим детям никто никогда не рассказывал сказки Гофмана, на основе одной из которых поставлен балет.

Играет дирижер

Наверное, мальчику Роме никто не объяснял, как оркестр играет музыку, кто управляет оркестром, кто на самом деле играет музыку: музыканты или дирижер?!

Знаменитые дирижеры так и говорят про себя: я играл Чайковского с таким-то оркестром на такой-то сцене. Я играл! Я – дирижер – играл. И с третьего яруса можно отчетливо видеть, как играет дирижер, именно как он играет, а не только дирижирует, как многим кажется.

Не говорю уже о хореографии, о том, что и так отчетливо видно. Видно, как стараются артисты балета – молодые артисты в основном, которым еще нужно будет превратиться в знаменитых солистов балета, как некогда исполняемый ими Щелкунчик превратился в прекрасного принца. Отчетливо видно, какие сложные движения выполняют солисты и «массовка», как точно они в движениях и в жестах передают характеры своих героев.

Просто отвести ребенка в театр недостаточно

Все это, пожалуй, и нужно рассказывать и объяснять мальчику Роме. И другим девочкам и мальчикам. Просто так без пояснений, одним лишь посещением театра, погружением в атмосферу театра, сделать понятным адажио или апофеоз из «Щелкунчика» не получится.

Почему же мы, в наше время, когда достаточно открыть любой гаджет, подключиться к Интернету и прочесть, хочешь, сказку, хочешь, комментарий выдающегося специалиста и эксперта, хочешь, мнение простого зрителя, а потом преподать прочитанное своему сыну или дочери, внуку или внучке, так почему же мы часто не делаем этого?

Не поясняем мальчику Роме, что происходит на сцене, какая связь происходящего на сцене с музыкой оркестра и его главного исполнителя – дирижера?

Наверное, потому, что информация, которую мы сегодня почти без особого труда можем разыскать в Интернете, — это еще не знание. Преподнести информацию можно, достаточно ее найти и пересказать, можно своими словами. Но преподносится не информация, а знание. А знанием нужно обладать. И чтобы превратить информацию в знание – тут одного только интернета с гаджетами недостаточно: открыл, прочитал, посмотрел, закрыл, забыл…

Вальс цветов и сила искусства

…Спокойнее всего и без лишних вопросов или комментариев мальчик Рома воспринял «Вальс цветов» из балет «Щелкунчик». Тут, видимо, композиторский гений Петра Ильича Чайковского не оставил ни малейших поводов для недопонимания или скуки.

ВИДЕО: Отрывок из мультфильма «Щелкунчик»

(киностудия «Союзмультфильм»)

Надежда

Recent Posts

Почему так долго верили, что Земля является центром Вселенной

Мы все совершенно уверены в том, то дважды два – это четыре. Пусть кто-нибудь попробует…

1 месяц ago

Где снимали сцены «На Патриарших прудах» в фильме «Мастер и Маргарита» 2024 года

Владимир Ильич Ленин считал кино важнейшим из искусств. Теперь кино снимают на фоне его памятника.…

2 месяца ago

Как звали жену Блока, как поэт сделал предложение руки и сердца

Из школьных уроков по химии многие помнят о знаменитой периодической таблице Менделеева. Жена Блока была…

3 месяца ago

Как легко понять, что Вселенная не существовала вечно

Во вселенной светит, практически, бесконечное число звёзд. Все они разогреты до десятков миллионов градусов. (далее…)

3 месяца ago

Как выглядит время нашей Вселенной

Физики, а до них философы – это когда еще физики, как отдельной научной дисциплины, вовсе…

3 месяца ago

Как я выступал с аккорденом в школьных конкурсах самодеятельности

Альфред Мирек был удивительным скучнистом. Чтобы написать толстый претолстый самоучитель, в котором не было ни…

3 месяца ago