Юрий Визбор и основные моменты его творчества

Юрий Иосифович Визбор (20 июня 1934, Москва — 17 сентября 1984, Москва) — советский автор-исполнитель песен, поэт, киноактёр, киносценарист. Один из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни.

Юрий Визбор

Родители Визбора

Мама — Мария Шевченко была привезена в Москву из Краснодара отцом Юрия. Отец —  Иозас Ионасович Визборас. Это был молодой, вспыльчивый и ревнивый командир, бывший моряк, устремившийся в 1917-ом году из Литвы в Россию. Здесь из фамилии “Визборас” была отброшена непонятное для пролетариата окончание “ас”. И отец стал просто Визбором.

Отец был всю жизнь военным.  Семья жила счастливо в Москве, затем отца послали  в Таджикистан. Он участвовал в боях с врагами революции, получил там сильное ранение и вернулся в Москву.

Глухой темной ночью 14 января 1938 года пришли двое военных. Был обыск, который длился очень долго, но они ничего они не нашли. Они взяли только с собой отца Юрия Визбора. Когда Иозас Визбор попрощался с женой, он сказал, чтобы она не беспокоилась, и что он вернутся через 2 недели. Но он больше не вернулся.

Жена искала его везде: и в Бутырке, и в Лефортово. Ей посоветовали в  большой очереди, где она стояла, чтобы она пошла на Матросскую тишину, в центральное бюро. Там она простояла весь день в очереди. В итоге узнала, что ее муж выслан в лагеря без права переписки. Также мужчина тихо добавил: «Не ищи».

Женщина осталась вдвоем с сыном Юрием, которому в начале 1938 года было 3 года. Через две недели их переселили из прежней большой квартиры. Проходили страшные ночи, которые маленький Юра запомнил навсегда. Юрий Визбор в своей книге писал, что он слышал крик мамы. По словам матери, сын рос тихим, послушным, с каким-то протестом внутри.

Визбор о своем детстве

Позднее Ю.Визбор написал: «Иногда мне представлялось, я это ощущал с поразительной ясностью, что уехало мое поколение на самой последней подножке воинского эшелона. Накурено, солдаты, бабы, гармошки, бинты. Летят и летят эшелоны воинские, санитарные, с беженцами и убитыми, с поседевшими матерями и с блокадными сиротами. Наши армии, наши личные армии ушли на запад. За нашим последним вагоном клубилась пыль, то снеговая, то июльская. Наш поезд летел к неведомому пока еще Дню победы, к счастливой-пресчастливой жизни после этого дня.

Я стоял на Садовом кольце, у больницы имени Склифосовского. Тогда через Москву провели пленных немцев в 1944-ом году. Ночью 8 мая 1945-го года все сретенские дворы Москвы высыпали на улицу. На Красной площади меня едва не задавила толпа. И спас меня сосед Витя, бросивший меня на крышу неизвестно чьей эмки.

Мы жили тогда в Панкратьевском переулке. По вечерам студент Донат выносил на улицу трофейную радиолу telefunken и под чарующие звуки производились танцы на асфальте».

А помнишь, друг, команду с нашего двора? Юрий Визбор

Выбор института для получения высшего образования

Далее Юрий Визбор писал: «О себе я полагал, что стану либо футболистом, либо летчиком. Три вуза: МИМО, МГУ и МИИГАИК (Московский государственный университет геодезии и картографии) не сочли возможным увидеть меня в своих рядах (у “сына врага народа” не принимали документы).

В дни этих разочарований мой приятель из класса Володя Красновский стал уговаривать меня поступить вместе с ним в Педагогический институт. Не было человека в моей судьбе, который оказал бы на меня большее влияние, чем Володя. В школе он обучил меня играть на гитаре, он научил меня любить музыку, песни. Он, а не лирическая учительница, славная моя.  Он обучил меня любить и понимать литературу, он был естественным учителем нас, естественно нуждавшихся в духовном пастыре.

Мысль о педагогическом институте показалась мне смешной. Тогда Володя уговорил меня хотя бы посмотреть на это офигительное здание. Мы приехали на Пироговку, я был действительно очарован домом, колоннами светом с высоченного стеклянного потолка.

Мы заглянули в одну пустую аудиторию. Там сидела за роялем худенькая, черноволосая девушка и тихо играла джазовые вариации. Это было Света  Багдасарова, с которой я впоследствии написал много песен».

“Ты у меня одна” Визбор

Песня и кадры из фильма “Ты у меня одна” (исполнил Александр Сбруев)

Воздух свободы в творчестве Визбора

Л.Аннинский, друг Юрия, утверждает, что содержанием феномена Юрия Визбора является воздух свободы. Он показывал, что человеком можно быть в любых условий. Не выбирают эпоху,  но внутри эпохи выбираешь манеру поведения. Он выбрал манеру, которую не каждому по силам, но он выбрал и подкрепил ее. Сейчас этому воздуху свободы у него можно только удивляться и заимствовать.

Визбор всю жизнь был солнечный зайчик, свободный человек, который показывает, что можно, что нельзя на самом-то деле. Хотя если всего нельзя, то, что тогда можно. Если все можно, чего нельзя. Это и есть воздух свободы.

Улыбка Визбора – особенная, когда он поет, даже гитара у него улыбается. Вот это его феномен, практически это воздух свободы.

В те время авторская песня не была в почете у официальной власти. Считалось, что невозможно пользоваться вместо профессиональных песен «суррогатами».

Куйбышевский фестиваль

Многие годы Визбор был душой Куйбышевского песенного фестиваля, носящего имя Валерия Грушина – студента, туриста, автора песен, который утонул в горной реке, спасая детей.

Песня Визбора «Милая моя» стала гимном грушинского фестиваля.

Милая моя

«Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены»…

Первый год Куйбышевский фестиваль собрал 600 человек, а через 12 лет 100.000 (сто тысяч).

Визбор говорил: «В своей профессиональной работе я пользуюсь четырьмя инструментами. Три из них – традиционные: перо, кинокамера и магнитофон. Четвертый мой инструмент – это гитара. За свою работу я встречался с очень многими людьми и о некоторых из них писал песни».

Визбор – журналист

Из книги Визбора:

– Кто вы по профессии?

– Журналист. Все остальное – от желания жить широко, вольно, насыщенно.  Когда я преподавал в школе, понял, что ошибся –  это не мое. Стал заниматься журналистикой. Тогда пришло главное открытие. Сколько бы не прочёл книг о человеке, о его деле, никогда не пойму сути, пока не познакомлюсь с человеком лично и поработаю рядом с ним.

Так было, когда проработал 2 недели с нефтяниками на Каспии. Когда простоял ночную смену с перфоратором на прокладке тоннеля на строительстве Нурекской ГЭС. Когда выходил на ночное дежурство на погранзаставе. Когда шхерил рыбу в Норвежском море. Без этого не написал бы ни одной строки.

Мой магнитофон как корабль, его записи полны встреч. Родные мои люди, я обращаюсь к тем, о ком писал. Хорошо ли писал, плохо ли, не в этом сейчас суть. Помните ли вы меня? Я вас помню. Вы стали частью моей жизни, мне очень хочется собрать всех вас у себя в квартире. Будет, правда, тесновато да не беда. Я хоть бы раз поглядел еще на вас – рыбаков, сеятелей, провидцев и поэтов, мудрых и честных людей, чьи слова остались на пленке моего магнитофона».

Любовь к Арктике

Визбор любил людей ярких, поставленных в трудные обстоятельства, в которых они могли бы себя проявить, то есть проявить самую суть человеческую. А суть для него была – это мужество, порядочность.

Одной из самых любимых книг в студенчестве у Визбора была «Обыкновенная Арктика» Бориса Горбатова. Он тогда «заболел» Арктикой.  На распределении в педагогическом институте комиссия показала пункт в Коми АССР – деревню под Воркутой, от которого все выпусники открещивались. Визбор со своим другом Володей Красновским выбрали эту деревню и уехали туда.

Юрий также стал нештатным сотрудником молодежного  отдела союзного радио. 15 октября 1962 года в эфир вышла первая программа радиостанции «Юность».

Именно «Юность» была для Ю.Визбора первым местом, где он смог применить, приложить почти все свои способности. Многие из ребят окончивших Педагогический институт и Визбор в том числе, недолго побыли учителями. Он вроде бы перестал формально быть учителем, а он им остался.

Визбор сделал всего понемножку

Иногда говорят, что Юрий разбрасывался. Он мог быть актером и сосредоточиться на актёрстве и вершины покорить кинематографии. Или он мог бы сосредоточиться на поэзии только. Но отделите поэзию от мелодии, от его манеры исполнения и поэзия его не совершенна, не закончена. Или сосредоточился бы на прозе, продлил бы свои опыты прозаические, был бы прозаиком. А он делал и это понемножечку, и то, и другое, и третье. Это был почерк того поколения.

Мы делаем Ракеты, перекрыли Енисей и в области балета мы впереди планеты всей

Ю.Визбор говорил, что из-за этой песни у него было слишком много неприятностей. Эта песня была большим переломом в его жизни. Он считал, что “благодаря” этой песне, по крайней мере, 10 лет вычеркнуты из его жизни. Тогда песня считалась абсолютно неприемлемой, а сейчас очень популярна.

У Ю. Визбора был настоящий мужской характер. Он всегда был уверен, что несмотря ни на что, лучшие дни всегда ждут нас впереди.

Связь времен

Со слов Ю.Визбора: «Термин «связь времен» ввел не физик, не астроном, а драматург и поэт Вильям Шекспир. Вы помните, как Гамлет говорит «распалась связь времен». Он говорит об этом как о чем-то ужасном.

Но с точки зрения бытовой логики время представляется как река. Однако в том и гениальность человека, который ввел термин «связь времен». Она состоит в том, что он ощущал время скорее как цепь. Если дернуть даже за самое маленькое звено, то гром отзовется по всей цепи.

«Автоград – XXI» в театре Ленинского комсомола

1971 год. Марк Захаров с Юрием Визбор решили поставить спетакль «Автоград – XXI», посвященный проблемам КАМАЗа. Авторы надеялись, что само по себе большое строительство такого гигантского промышленного сооружения сильно даст допинг всей нашей промышленности, всему обществу. В Автоград вошли песни Юрия Визбора и тогда Автоград стал спектаклем.

Практически первая роль Визбора – в кино «Июльский дождь», режиссер Марлен Хуциев.

«Спокойно, товарищ, спокойно”

Эта песня из кинофильма “Июльский дождь” ( 1966 г.)

Интеллигенция – это тонкий озоновый слой, который спасает земной шар от ультрафиолетовых лучей. Так и тонкий слой интеллигенции спасает людей от полного одичания, от духовного одичания. Миссия интеллигенции – взывать в людях к наиболее добрым, светлым, общечеловеческим ценностям. И эту свою миссию, эту свою функцию Юрий Визбор выполнил.

Он скончался в 1984 году, на 51-ом году жизни, был поставлен диагноз рак печени..

Фильм «Вершина Визбора» (1988)

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: