При всех своих успехах работа советских школ страдала существенным недостатком. Это был отрыв от жизни, преимущественно книжный характер обучения.
Односторонний подход к задаче повышения качества знаний привел к тому, что учение оказалось оторванным от жизни, от труда. Школа в своем развитии стала отставать от требований коммунистического строительства.
Партия, последовательно руководствуясь идеями В. И. Ленина о воспитании молодежи, обнаружила этот недостаток учебно-воспитательной работы и выдвинула задачу перестройки школы. Новый Закон о школе должен был положить ленинскую идею об объединении обучения с трудом в основу изменения учебно-воспитательного процесса.
Тысячи школ страны искали новые пути, методы и формы педагогической работы, обеспечивающие воспитание многогранно развитых людей. Владимир Ильич Ленин говорил про таких людей, что они умеют все делать.
Не успело минуть еще и двух лет с того дня, как был принят новый закон, а первые результаты перестройки школ были уже налицо. Об этом подробно говорилось на городских, районных, областных и республиканских съездах учителей, прошедших по всей стране с участием представителей широкой общественности.
Во многих школах страны новый закон всколыхнул учительский и ученический коллективы. Не везде, правда, дела шли одинаково хорошо. В одной школе было сделано больше, в другой – меньше. Одни педагоги относились к перестройке обучения с налетом формализма, другие – горячо, творчески. Считалось, что последних учителей – подавляющее большинство.
Вот как выглядели первые результаты работы по-новому в одной из ленинградских школ Невского района. Более 10 тысяч часов проработали старшеклассники на строительстве крупнопанельных жилых домов. Школьники собрали и сдали государству 10 тонн металлолома, посадили в парках района сотни деревьев и кустарников. На фабрике имени Ногина, где учащиеся овладевали производственными специальностями, они создали бригады комсомольского и пионерского труда.
В средней школе Рязанской области производительный труд школьников был организован на базе учебно-опытного хозяйства. Крупный земельный массив, животноводческая ферма, машинный парк, мастерские. Это были уже не прежние игрушечные делянки пришкольного участка, где урожай стыдливо определялся «в пересчете на гектар».
Было настоящее производство, позволяющее в широком масштабе проявить силу знаний, приложенных на практике. На выпускном вечере молодые люди вместе с аттестатами зрелости получали удостоверения механизаторов, животноводов, полеводов.
Некоторые выпускники средней школы получали сразу по 2-3 квалификационных удостоверения. Каждый из них сразу после школы имел право водить автомашину, трактор, выполнять работу слесаря четвертого разряда.
Например, в Альметьевске, молодом городе татарских нефтяников, самые почетные профессии – нефтяник и строитель. Городские школы выпускали ежегодно по нескольку сотен квалифицированных молодых рабочих этих профессий.
В период так называемого развитого социализма трудовое обучение в школах продолжалось. Каждая школа организовывала трудовое обучение настолько, насколько могла.
Допустим, у школы были шефы, а такое было повсеместно. Шефы были разные. Если это было какое-то производство, например, мебельная фабрика, то в школе устанавливали один-два токарных станка. И начинали обучать мальчиков столярному делу.
Правда, к самому станку, как правило, учеников не подпускали из-за высокой опасности: на деревообрабатывающем токарном станке рабочий держит резец собственными руками. Это чревато травмами, если руки дадут слабину.
Зато почти все выпускники такой школы могли сколотить вполне приличную табуретку или изготовить стол. Иногда выдавали соответствующие документы. Они позволяли сразу после школы поступать на работу в подшефное предприятие.
Если шефы были не производственниками, а скажем, это было какое-то конструкторское или проектное бюро, то им было сложнее что-то дать школе. Хотя, и они тоже выкручивались.
Например, могли купить школе грузовик ГАЗ-51. Это было непросто сделать, так как в СССР существовала плановая система поставок любой техники, нужны были фонды, планы, согласования. Деньги тоже были нужны. Но они могли играть совершенно второстепенную роль для такого рода покупок подшефной школе.
Школа нанимала преподавателей по правилам дорожного движения и по вождению, скажем, обратившись за помощью в ДОСААФ. Школьники начинали осваивать профессию водителя грузовика (категория С). Для этого обучение должно было длиться 2 года. По окончании обучения школьники сдавали экзамены по ПДД и вождению сначала в школе, затем в ГАИ.
В результате все, кто успешно сдавал экзамены, получали удостоверения водителей соответствующей категории. Правда, с припиской, что удостоверение действительно с даты наступления совершеннолетия, с 18-и лет.
В конце 70-х девочки стали проявлять интерес к мужским профессиям, например, водителя. Но то были единицы, тогда женщины почти не ездили за рулем. В основном, классы строго делились на мальчиков и девочек, которые занимались на уроках труда отдельно друг от друга по разным программам.
Неплохо жилось школам, находящимся в заводских районах промышленных городов. Шефы были обычно довольно щедрые, действовали с размахом. Они создавали целые учебные классы со станками: сверлильный, фрезерный, токарный. Правда, станки не подключались к эмульсии – такую инфраструктуру школе было «не потянуть». Поэтому ученики учились металлообработке на упрощенных медленных режимах резания.
Однако и этого было достаточно, чтобы ученики могли в конце обучения сделать, например, молоток. Известны случаи, когда выпускники школы в полном составе уходили на завод после окончания школы. Хотя, чаще всего, рабочими становились только те, кто не хотел далее учиться в институте или в техникуме.
Девочек учили домоводству. Они неплохо готовили. Родители были для них своего рода дегустаторами и оценщиками качества и полезности того, что приготовлено ученицей своими руками.
Учились шить, стирать и выполнять другие домашние работы. Кроме того, шефы, скажем, из текстильного производства, могли проводить обучение тем профессиям, которые нужны в легкой промышленности, где в основном использовался труд женщин.
В сельской местности многое зависело от активной позиции местного руководителя колхоза или совхоза. Если это был заинтересованный человек, то подшефная школа получала возможность обучать своих учеников на полях, на фермах, на машинно-тракторных станциях хозяйства.
Конечно, детей привлекали к обучению с определенной долей ограничений, опасались за их жизнь и здоровье. Ведь производство есть производство с подстерегающими опасностями, которые дети часто не замечают или пренебрегают ими. Тем не менее, даже с необходимыми ограничениями школьники получали разные профессии, которые могли применяться во взрослой жизни, порой, сразу после окончания школы.
Есть даже необычные примеры деятельности шефов. Например, летное училище могло в подшефной школе организовать уроки парашютного дела. С настоящей сборкой реальных военных парашютов. Отличная квалификация для будущих летчиков или учеников кружков ДОСААФ. Но то, конечно, скорее исключение, чем правило.
К тому же подобное обучение никак не ложилось в учебные программы уроков труда. Поэтому такие экзотические специальности обычно включали в обязательный для девочек и мальчиков курс начальной военной подготовки.
Были детские железные дороги, где школьников приобщали к профессиям железнодорожников: машинисты и помощники машинистов, начальники станций, дежурные по вокзалу, дежурные по переезду, проводники и прочее.
Обычно, дети занимали все «вакансии» сетки штатного расписания детских железных дорог. Но вот кассирами были только взрослые, которые продавали реальные билеты настоящим пассажирам (детям и взрослым) за реальные деньги. Достойный пример «уроков труда», не правда ли?
В общем, школы 70-х обучали труду так, как могли с помощью своих шефов. То было важное сотрудничество между школой и промышленностью, которое, к сожалению, в то время не всегда позитивно воспринималось шефами. Часто руководители предприятий относились к запросам школ, как к чему-то второстепенному. Но правда была на стороне школ, и пробивные директора школ могли добиться от своих шефов отчетливого понимания того, что школе надо помочь с трудовым обучением школьников.
У школ была градация по тому, насколько они могли обеспечить трудовое обучение школьников.
Там, где с шефами было плохо, ну не было их «в ближайшей округе», там в школьных аттестатах писали «Средняя общеобразовательная школа», и больше ничего.
Там же где шефы были, и они реально помогали, там могли написать в аттестатах об окончании школы: «Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа». Почувствовали разницу?!
Мы все совершенно уверены в том, то дважды два – это четыре. Пусть кто-нибудь попробует…
Владимир Ильич Ленин считал кино важнейшим из искусств. Теперь кино снимают на фоне его памятника.…
Из школьных уроков по химии многие помнят о знаменитой периодической таблице Менделеева. Жена Блока была…
Во вселенной светит, практически, бесконечное число звёзд. Все они разогреты до десятков миллионов градусов. (далее…)
Физики, а до них философы – это когда еще физики, как отдельной научной дисциплины, вовсе…
Альфред Мирек был удивительным скучнистом. Чтобы написать толстый претолстый самоучитель, в котором не было ни…