При кажущейся идентичности женских образов в наследии мировой литературы, практически невозможно забыть некоторые фигуры женщин, описанных на страницах романов, повестей или новелл. Все грани женской души, покрытые вечной тайной, блестят и переливаются, словно бриллианты, на строках любимой литературной работы. Преданность и вероломство, любовь и ненависть, страсть и безразличие красной нитью проходят сквозь души женских персонажей.
Одним из самых ярких женских образов как русской, так и мировой литературы, бесспорно, является неповторимый образ Маргариты Николаевны, героини знаменитого романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
Образ мастера был во многом связан с М.А. Булгаковым. Можно сказать, что Мастер – автобиографический герой.
Чем была предопределена встреча Мастера и Маргариты?
Что же такого особенного в уникальном и правдоподобном портрете измученной любовью женщины? Читатели знакомятся с Маргаритой в конце второй части романа, а именно в главе «Явление героя».
Мастер, отвергнутый критиками и издателями, повествует Ивану Бездомному свою полную трагизма и боли жизненную историю.
Ему однажды повезло, он выиграл громадную сумму в лотерею, и после этого началась его новая жизнь. Он стал творить, писать книгу своей жизни, погубившую его.
Роман Мастера описывал бытие Иисуса Христа, отличался от трактовки библейской, и вообще был написан в неправильное время. Боясь цензуры и наказания, редакторы просто не печатали роман, считая его пропагандистским и религиозным.
Всё бы было плохо в жизни мастера – этого неизвестного писателя, если бы не любовь. Она, поразив, как финский нож, навсегда осталась в сердце Мастера, так и не пожелавшего назвать своё настоящее имя.
Маргарита Николаевна, а именно так звали возлюбленную Мастера, воплощала в себе эталон красоты для мужчин и предмет зависти для женщин. Она была умна, хороша собой, воспитана…и несчастна.
Перенесёмся во времена действия романа. Нищета была верным спутником всякой женщины, не принадлежавшей к высшему классу. Примусы, заштопанные чулки были чем-то сродни неотъемлемого аксессуара.
Что же было у Маргариты? Хороший муж, прекрасное жилье в особняке, достаток в одежде. Не было только любви. Её она и искала с тем упоением и надеждой, с каким уставший в пустыне путник ищет оазис с водой.
И Маргарита её нашла. Втайне от мужа она начала встречаться с неизвестным писателем, ещё совсем недавно работавшим в библиотеке, а теперь трудившимся над романом о Понтии Пилате.
Казалось, Мастер совсем не подходит Маргарите: он беден, а она богата, он боится выйти в мир литературы, а её решительности хватит на двоих. Но это была самая настоящая любовь, которую без зазрения совести можно назвать вечной.
Чем же отличается образ Маргариты от остальных женских образов?
Прежде всего, к ней не возникает неприязни от её измены. Её любовь настолько чиста, а жертва настолько велика, что читатель начинает ей невольно сочувствовать.
Бал у Сатаны, безграничная верность своему возлюбленному, тяжелое испытание моралью и жалостью (вспомним историю с Фридой) только возвышают Маргариту в глазах читателя. Она не испугалась жизни в нищете после извлечения Мастера из психбольницы.
Она была готова жить «как-нибудь», лишь бы только с любимым мастером. Маргариту нельзя обвинить в меркантильности: она бросила без оглядки богатую обеспеченную жизнь во имя безграничной любви.
Сравним Маргариту с Анной Карениной: последняя была скорее рабой любви, которая хотела лишь собирать с неё сливки. Маргарита же по-настоящему борется за своё счастье. Когда она оказывается к нему близка как никогда, то сразу же бросает мужа. Последнему она оставляет записку с написанным второпях объяснением своего исчезновения.
Образ Маргариты – один из самых ярких женских образов литературы. В нём женщина не слепо верует всем прихотям судьбы, а по-настоящему борется за своё счастье, не боясь связаться с самим Сатаной ради возвращения Мастера из психушки.