Органный концерт для неискушенного слушателя

Когда за окном зимняя оттепель и тротуары буквально залило талой водой, смешанной со снегом, где согреться и обсушиться? А что может быть суше, чем лекция?! Конечно, еще суше может быть только лекция о музыке.

А потому – вперед! Идем на концерт органиста, вернее, молодой органистки, где вступительное слово будет держать убеленный сединами профессор консерватории. Да здравствует все осушающая лекция о музыке!

органный концерт

Что полезно знать про орган

Действительно, когда все началось, на сцену вышел профессор. И подумалось, что вот сейчас нам всем расскажут о том, что такое орган, какие у него возможности, как он устроен.

Органы ведь бывают

  1. как механические,
  2. так и электрические.

В первых исполнитель может своими пальцами управлять звуками, а во втором пальцы жмут на электрические выключатели (разумеется, встроенные в клавиатуру, а сами пальцы играют на клавиатуре, как обычно), а затем уже электрические клапаны открывают воздух, подаваемый в трубы органа. Поэтому на механических органах звучание может быть лучше, чем на электрических.

Также у органа имеется несколько клавиатур с клавишами. На фортепиано одна клавиатура, а на органе таких клавиатур может быть две, три, четыре и более. Отличительной особенностью органа является и то, что у органа есть и ножные клавиатуры, их тоже может быть больше одной.

Органист исполняет музыку не один. У него всегда есть ассистент, помощник. Со стороны кажется, что этот помощник только листает ноты. Однако помощник еще и переключает многочисленные регистры органа, то есть напрямую участвует в исполнении произведений.

Кстати, органист играет по нотам, тогда как солист на фортепиано играет без нот по памяти. А вот аккомпаниатор на фортепиано, который, например, подыгрывает солисту певцу или солисту на другом музыкальном инструменте, играет уже по нотам, причем эти ноты он листает чаще сам без помощника.

Есть много других интересных для простого неискушенного зрителя (слушателя) «музыкальных тайн». Скажем, если конферансье объявил, что исполняется произведение, состоящее из нескольких частей, то зрители не должны хлопать исполнителю в перерыве между частями. Благодарить исполнителя аплодисментами можно только по окончании самой последней части произведения!

Как правило, подобные тайны музыки, хорошо известные самим музыкантам и редко кому известные из числа «почтеннейшей публики», как раз и «раскрывают» на лекциях перед началом выступления солиста музыканта, во время вступительного слова.

Вступительное слово профессора

На самом деле в прозвучавшем вступлении профессора консерватории были, пожалуй, две основные мысли. Первый постулат был о том, что современная глобализация убивает индивидуальность. И потому исполнителям, музыкантам, исполняющим классическую музыку или выступающим на классических инструментах, каковым является и орган, трудно живется в этом современном мире. Очень трудно, оказывается, проявить свою индивидуальность в условиях современной бескомпромиссной, если можно так выразиться, глобализации.

В ответ на первый тезис о глобализации, как-то вдруг и почему-то сразу вспомнился Иоганн Себастьян Бах, которому, вероятно, было совсем легко проявить свою индивидуальность в те далекие средневековые времена, когда глобализация, что называется, и близко не стояла. Неужели так уж и легко было ему тогда? А почему же тогда о нем мало кто знал при его жизни? И почему потом о нем забыли на столетия? Наверное, все-таки, неправильно «валить» все на глобализацию в наше, пусть совсем непростое время.

Пожалуй, современная глобализация имеет ряд неоспоримых преимуществ перед теми же средними веками. В наше время намного легче получить известность, если ты классный исполнитель даже на мало распространенном органе: далеко не все города, и тем более поселки и деревни, могут похвастать наличием у них концертных залов или соборов и костелов с органами. Интернет, телевидение и другие современные средства массовой коммуникации помогут стать известным и даже знаменитым в наше «глобальное» время. То ли дело средние века: попробуй чего-то добиться, если тебя не поддерживает та же церковь или власть имущие…

Итак, первый тезис лектора был про глобализацию. А второй тезис вообще заключался в том, что кафедра консерватории, где преподает исполнитель органной музыки, не так давно переименовали из кафедры органа в кафедру органа и клавесина! Наверное, специалистам от музыки это событие что-то очень важное говорит и объясняет. «Почтеннейшая же публика» осталась в недоумении с видом: ну и что?!

Органный концерт

Концерт прошел самым наилучшим образом. А исполнительница, она же преподаватель по классу органа, порадовала всех безукоризненным исполнением как классических органных произведений, так и современных композиций, написанных для органа. Классика она и есть классика, тут нечего добавить.

Современность на органе звучит необычно, демонстрируя поистине безграничные возможности «древнего» по современным меркам органа. Орган ведь явно старше тех же электронных инструментов, и при этом на нем, оказывается, можно интересно исполнять совсем даже не Баха, Генделя, или Мендельсона.

На органе все звучит прекрасно: и классика, и современность. Особенно, если перед нами профессиональный исполнитель и «сухая» лекция перед началом выступления.

Знание не есть сумма информации

Жаль только, что добрая традиция «воспитывать» зрителя, рассказывая ему некоторые «музыкальные тайны» и побуждая его к более тонкому восприятию музыки, – так вот, эта добрая традиция почему-то начинает отмирать.

Видимо, считается, что в нашем глобальном мире любой пытливый зритель может в своем гаджете набрать запрос, скажем, «сколько ножных клавиатур есть у органа такого-то», и сразу же получит исчерпывающий ответ. Так зачем говорить об этом в «сухой» лекции?

Однако, чтобы набрать подобный запрос, нужно, видимо, еще что-то знать об устройстве органа. Опять набираем запрос в Интернете? А почему нас, зрителей, должно интересовать именно устройство органа? В общем, если двигаться так по логической цепочке, неизбежно приходим к понимаю того, что сумма отрывочных сведений, полученных из любых, даже самых достоверных источников, не есть еще знание о предмете.

Знание – это больше, чем просто сумма информации. Знание – это структурированные данные, где главное заложено в структуре, в связях. А кто нам может изложить грамотно, коротко и понятно структуру, порой, сильно разрозненных между собой данных? Кто нам предложит знание?

Конечно же, знания нам может дать уважаемый профессор, поскольку ученые и преподаватели консерватории как раз обладают способностями преподать информацию так, как цельное представление о предмете. Потому так хочется послушать «сухую» лекцию перед прослушиванием исполнения на органе!

Но, видимо, старая добрая традиция «нести знания в массы» начинает сходить на нет в условиях «всеобъемлющего глобализма». Жаль, конечно. И где же тогда сохнуть, когда вымокнешь?! Информационный, финансовый и, вообще, общечеловеческий глобализм ведь развивается еще и на фоне глобального потепления. Это значит, что погода будет все более сырая…

Бах в исполнении современных гитар

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Органный концерт для неискушенного слушателя