Зачем человеку нужна шея

зачем человеку шея

Мальчик студент был хиленький, невысокий, худой. Он стеснялся своего внешнего вида, комплексовал, как сказали бы современные психологи. Хотя непонятно, чем «стесняться» отличается от «комплексовать». Но, видимо, различия есть.

Молодой человек не был лингвистом, о значении слов не задумывался. Просто ему не нравилось быть таким, как он есть. А тут – запись в разные группы на физкультуру

Самооценка против группы космонавтов

Физкультура была обязательным предметом институтской программы обучения на младших курсах. Не будешь ходить, или потом не сдашь зачет – вылетишь! А вылетишь, так улетишь в армию.

Саша в армии уже отслужил до поступления в институт. А потому, с точки зрения его коллег, никогда не служивших студентов, выпускников средних школ, он казался хорошо подготовленным с моральной и физической точек зрения. Ведь в армии моральная и физическая подготовка всегда были и остаются на высоте.

Так-то оно так, но никто не отменял самооценку, которая оказалась заниженной у нашего героя рассказа. Его друзья, в основном тоже отслужившие в армии, предлагали ему вместе с ними дружно «откосить» от физкультуры. Благо причин для этого могло быть множество.

Тогда бы Саша попал бы вместе с ними за компанию в ослабленную группу, которую студенты в шутку окрестили «группой космонавтов». Название родилось, как шуточная противоположность героям, имевшим тогда самые выдающиеся физические способности – противоположность настоящим космонавтам.

Так все друзья Саши стали «космонавтами». За традиционными чаепитиями в общежитии отслужившие в армии студенты, умеющие подтягиваться по многу раз, делать подъемы с переворотом, выполнять еще целый ряд атлетических и силовых упражнений, с удовольствием рассказывали, как им категорически запрещают бегать больше, чем один круг по стадиону.

Говорили, что нельзя прибегать первым – получишь «неуд.» (двойку) за излишние старания. Поэтому бег превращался в игру в поддавки. Хвастались, как много они играют в свободные игры, например, в бадминтон или в баскетбол.

Конечно, то были студенческие рассказы, изрядно приукрашенные, с юмором. Когда учишь много разных предметов, невольно развивается чувство юмора даже там, где смеяться не над чем. Иначе тройные интегралы по замкнутому контуру или системы дифференциальных уравнений в частных производных могут свести с ума.

Сейчас, с высоты прожитого, немного непонятно, зачем это было нужно. Но, вероятно, без тех интегралов нельзя было никак. Без юмора тоже нельзя – это факт.

Несерьезная секция борьбы

Саше было не до смеха. Он записался в секцию борьбы. Чтобы стать более ловким, сильным и смелым, как ему казалось. С ним спорили, что любые виды спорта развивают ровно то же самое: смелость, отвагу, ловкость, выносливость.

Но Саше казалось, что это у него уже есть. А вот навыков борьбы, умения постоять за себя в схватке – нет. Он не знает приемов, он не знает техник нападения и защиты, там этому научат.

Учили серьезно, несмотря на то, что ВУЗ был техническим. Физкультура нужна всем. Даже тем, кто осваивает тройные интегралы. Заметьте, даже не двойные, а настоящие, тройные!

На физкультуре Саше приходилось много бегать, прыгать, подтягиваться. Бегать не только вперед, но и боком, задом, на полусогнутых ногах, вприпрыжку, как лягушка. Недоумение его было велико: зачем? Надо же приемы учить.

Однако, с приемами, как впрочем и с борьбой, тренеры не спешили. Им нужны были тренированные студенты, которых можно будет выпустить на маты (большие мягкие подстилки, а не то, что читатель, возможно, подумал) для сражений.

Саше это не нравилось, поскольку в армии у него подобной физподготовки было вагон и маленькая тележка. Он довольно безупречно выполнял все требования тренеров. Несмотря на внешне слабый вид, Александр, так будем иногда его величать, прекрасно выполнял необходимые нормативы. Спасибо армии!

Постепенно Саша все более и более склонялся к мысли, что группа космонавтов была бы лучшим решением. Он даже попробовал выяснить, как туда попасть. Ответ был неутешительный: только после окончания очередного семестра или по срочным обстоятельствам. Ни того, ни другого у Саши не было.

Теперь рассказы о том, как от космонавтов требуют пешком обходить спортзал (на улице дожди начались, туда никак нельзя), обязательно заходя за баскетбольные кольца для увеличения дистанции, становились для Александра предметом скорее для некоторой зависти, чем поводом для смеха.

Серьезная борьба

зачем человеку шея
Перед броском. Кадр из кинофильма «Семь стариков и одна девушка», Мосфильм, 1968 год.

Начались серьезные занятия по борьбе. Наконец, появились маты в спортзале. Учащихся стали учить… падать.

– Зачем падать? Сражаться надо, бороться, – уже вслух говорил Саша своим учителям. Те ему в ответ:

– Сражение – это не только победа, но и поражение. Когда тебя кинут броском, ты должен уметь правильно упасть, чтобы ничего себе не повредить.

Да, конечно, как тут не согласиться? Но сколько еще ждать навыков борьбы? Падение – это не борьба!

«Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!.. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит и, – тучи слышат радость в смелом крике птицы.» (А.М. Горький «Песнь о Буревестнике»).

Что это было?

Упав в очередной раз после учебного броска соперника, Саша не смог подняться. Так и лежал, глядя в потолок спортзала, совершенно не понимая, что с ним происходит. Он как будто не чувствовал себя. Вот он есть, но его нет. Ничего не болит, но нет ни рук, ни ног, ни всего остального. Глаза видят, уши слышат, язык говорит. Но пошевелиться нет возможности. Спустя короткое время, все прошло. Александр встал сам. Тренеры его тут же отправили домой, от греха подальше.

Домой в общежитие Саша пришел сам. Ему было грустно. Только-только начиналось самое главное и интересное, как вдруг прозошло непредвиденное. Теперь, наверное, тренеры его исключат из группы борцов, отправят в космонавты.

Александру такая перспектива почему-то совсем перестала нравиться. Он пожаловался своим друзьям, рассказав, как его броском «уронили» на мат. Как он потом не мог даже пошевелиться, испытав странное необычное чувство.

Друзья были опытные, недаром ведь отслужили срочную службу, кто два года в армии, кто все три года на флоте:

– Срочно к врачу!

– Не пойду. Я прекрасно себя чувствую.

– Тогда мы тебе вызовем скорую! – Внизу на первом этаже общежития у вахтера был телефон. Стояли телефоны автоматы прямо возле входа в общежитие. Вызвать скорую помощь не было проблемой.

– Хорошо. Утром сам пойду в поликлинику.

– Нет, не утром, а прямо сейчас! – Поликлиники тогда работали долго, чуть ли не до 9-и вечера.

Саша ушел грустный. Грусть вообще не покидала его с самого момента падения на мат и потери управления над своим телом. Видимо, испытал пренеприятнейшее чувство. Он не вернулся более, ни после 9-и вечера, ни ночью.

В больнице

Звонить в скорую, вернее, туда, где можно получить информацию об увезенных скорой помощью больных, можно было круглосуточно. Позвонили.

«Ваш товарищ находится в такой-то больнице. Доставлен по скорой. Травма шейного отдела позвоночника. Состояние не опасное. Посетители допускаются в такие-то дни и такие-то часы» – поступил четкий ответ оператора.

В первую же минуту самого первого указанного дня и часа посещения все друзья с яблоками, апельсинами и прочим больничным скарбом расположились возле кровати Саши. Как водится, поделились вкусняшками с остальными бедолагами, лежащими в гипсе в одной палате. У Александра гипс располагался на шее. Он выглядел еще более грустным, чем перед уходом в поликлинику:

– Теперь с этим гипсом рот открывается еле-еле. Я не смогу есть.

– Ерунда, – отвечали друзья. – Открой-ка рот. Мы сейчас тебе измерим расстояние между зубами.

Штангенциркулем было замерено расстояние. Получилось 5 миллиметров. Тут же сосед по комнате, который жил вместе с Сашей, и которой присутствовал при измерении, получил строгое указание:

– Чтоб нарезал хлеб Саше не толще 5 мм один кусок! Ясно?!

Яблоки тут же покрошили на дольки до 5 мм.

Пытливый читать спросит, откуда у студентов штангенциркуль, да еще и с собой в больнице? Ответ очень прост: в техническом ВУЗе никак нельзя без штангенциркуля, да еще в моменты взятии тройного интеграла по замкнутому контуру. Надо всегда думать, что в самый неподходящий момент тебе может понадобиться подходящий инструмент. Такой момент как раз настал.

Зачем человеку шея

Последний диалог друзей и Саши в тот первый визит к нему в больницу был следующий:

– Вот лежу я тут и думаю, зачем человеку шея? – Философски задумавшись, говорит Саша.

– Может ты лучше о голове подумаешь? – Вопросом на вопрос отвечали друзья, намекая на то, что прислушиваться к советам других нужно, не перебарщивать с желаниями.

– Уже подумал, и все понял про голову. Вы были правы. А вот зачем человеку шея?..

– Кто знает, – последовал ответ друзей, никогда ранее не думавших в этом направлении. Где тройной интеграл, а где шея?!

– Я теперь знаю, – преспокойно ответил самому себе Александр, сохраняя задумчивый вид.

– Так зачем?

– …Чтобы голова в штаны не проваливалась! – прозвучал ответ, и Саша рассмеялся.

Все поняли, что теперь всё будет хорошо. Урок получен. Непростой урок, тяжелый. Но он выполнен, раз пациент заговорил с юмором, несмотря на свое незавидное положение.

Толщина хлеба и бутербродов постепенно увеличивались с 5 мм до 1,5 см по мере усыхания гипса и его разбалтывания. Соседу становилось легче готовить для Саши. Александр тоже работал по дому, не покладая рук. Он был ходячий, а не лежачий больной. Кости срастались, да и срастаться особенно было нечему. К счастью, все закончилось небольшой трещиной в шейном позвонке.

Саша закончил институт успешно, но на год позже остальных. Пришлось отстать от группы. От физкультуры его полностью освободили, даже не записав в космонавты. Но это уже совсем другая история.

Оцените статью
Просто Знать
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: